Красота и здоровьеКрасота и здоровьеКрасота и здоровье
<> Главная <> Красота <> Лишний вес <> Здоровье <> Косметолог <> Советы психолога <> Женские секреты <> Разное <>


Дислалия код по мкб 10 у детей


Специфические расстройства развития речи и языка. Код по МКБ-10 F80

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

F80.0

Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

  • физиологическое расстройство
  • расстройство речевой артикуляции

Дислалия [косноязычие]

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

  • афазия БДУ (R47.0)
  • апраксия (R48.2)
  • вследствие:
    • потери слуха (H90-H91)
    • умственной отсталости (F70-F79)
  • в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
    • экспрессивного типа (F80.1)
    • рецептивного типа (F80.2)
F80.1

Расстройство экспрессивной речи

последние изменения: January 2008

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

  • приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • умственная отсталость (F70-F79)
  • первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
F80.2

Расстройство рецептивной речи

последние изменения: January 2008

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

  • дисфазия или афазия рецептивного типа
  • афазия Вернике

Невосприятие слов

Исключены:

  • приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
  • аутизм (F84.0-F84.1)
  • дисфазия и афазия:
    • БДУ (R47.0)
    • связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
  • элективный мутизм (F94.0)
  • языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
  • умственная отсталость (F70-F79)
F80.3

Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

  • БДУ (R47.0)
  • при аутизме (F84.0-F84.1)
  • вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8

Другие расстройства развития речи и языка

F80.9

Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

xn---10-9cd8bl.com

Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение | Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю.

Статья посвящена причинам, диагностике и лечению задержки развития речи у детей

Для цитирования. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // РМЖ. 2016. № 6. С. 362–366.

     Под задержками речевого развития обычно понимают отставание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Между тем данная формулировка подразумевает широкий круг расстройств развития речи, имеющих разные причины.
     Определяющим для формирования речи является период от первого года жизни до 3–5-х лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам – врачу (педиатру, детскому неврологу, ЛОР-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в т. ч. речи, лучше всего поддаются коррекции.
     Речь и ее функции. Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникации) люди обмениваются мыслями и взаимодействуют друг с другом. Речь – важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет неоценимое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4–5-м годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленным поведением, способностью к программированной интеллектуальной деятельности.
     Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими [1, 2].
     Формы нарушений развития речи. Специфические расстройства развития речи включают такие нарушения, при которых нормальное речевое развитие страдает на ранних этапах. По классификации МКБ-10 [3] к ним относятся расстройства развития экспрессивной речи (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). При этом нарушения проявляются без предшествовавшего периода нормального развития речи. Специфические расстройства развития речи – наиболее широко распространенные нарушения нервно-психического развития, частота их встречаемости в детской популяции составляет 5–10% [1, 4].
     Алалия (по современным международным классификациям – «дисфазия» или «дисфазия развития») – системное недоразвитие речи, в его основе лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей страдает способность говорить, экспрессивная речь характеризуется значительными отклонениями, тогда как понимание речи может варьировать, но, по определению, развито значительно лучше [2]. Наиболее часто встречающиеся варианты (экспрессивное и смешанное экспрессивно-рецептивное расстройства) проявляются значительным запаздыванием развития экспрессивной речи по сравнению с развитием понимания. В связи с затруднениями организации речевых движений и их координации самостоятельная речь долго не развивается либо остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь замедленна, бедна, словарный запас ограничен. В речи много оговорок (парафазий), перестановок, персевераций. Взрослея, дети понимают эти ошибки, пытаются их исправлять.
     В современной литературе применяются оба термина – «специфические расстройства развития речи» и «дисфазия развития», – при этом они относятся к одной и той же группе пациентов детского возраста. Но «дисфазия развития» считается более точной формулировкой диагноза, поскольку данный термин отражает как неврологический, так и эволюционно-возрастной аспект данного расстройства [2, 5].
     Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия – распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3–4-х лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать чужую речь.
     Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в центральной нервной системе (ЦНС) выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая.
     В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Л.О. Бадалян [6] предложил следующую их клиническую классификацию.
I. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС. В зависимости от уровня поражения они делятся на следующие формы:
1. Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько вариантов дизартрий.
II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм).
III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
IV. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).
     В отечественной психолого-педагогической классификации [7] алалия (дисфазия) наряду с другими клиническими формами отставания развития речи у детей рассматривается с позиций общего недоразвития речи (ОНР). Эта классификация построена на принципе «от частного к общему». ОНР неоднородно по механизмам развития и может наблюдаться при различных формах нарушений устной речи (алалии, дизартрии и др.). В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования [7]. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
     Три уровня ОНР различаются следующим образом: 1-й – отсутствие общеупотребительной речи («безречевые дети»), 2-й – начатки общеупотребительной речи и 3-й – развернутая речь с элементами недоразвития во всей речевой системе. Разработка представлений об ОНР ориентирована на создание методов коррекции для групп детей со сходными проявлениями различных форм речевых расстройств. В концепции ОНР находит отражение тесная взаимосвязь всех компонентов речи в ходе ее аномального развития, но вместе с тем подчеркивается возможность преодоления этого отставания, перехода на качественно более высокие уровни речевого развития.
     Однако первичные механизмы ОНР не могут быть выяснены без проведения неврологического обследования, одной из важных задач которого является определение локализации поражения в нервной системе, т. е. постановка топического диагноза. Одновременно диагностика направлена на выявление основных нарушенных звеньев в ходе развития и реализации речевых процессов, на основании чего определяется форма речевых расстройств. Не вызывает сомнения то, что при использовании клинической классификации нарушений развития речи у детей значительная часть случаев ОНР оказываются связаны с дисфазией развития (алалией).
     Для нормального развития речи необходимо, чтобы головной мозг и особенно кора его больших полушарий, достиг определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие – полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
     Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание.
     Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития [8]. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша – отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше – избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Надежные результаты дает также метод регистрации слуховых вызванных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом. 
     Причинами задержки развития речи у ребенка могут быть аутизм или общее отставание в психическом развитии, для которого характерно равномерное неполное формирование всех высших психических функций и интеллектуальных способностей. Для уточнения диагноза проводится углубленное обследование детским психоневрологом [9]. 
     С другой стороны, необходимо различать темповую задержку развития речи, обусловленную дефицитом стимуляции речевого развития под влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточного общения и воспитания). Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Социальное окружение стимулирует речевое развитие, представляет образец речи. Известно, что в семьях со скудными речевыми побуждениями дети начинают говорить поздно и говорят мало. Отставание в речевом развитии может сопровождаться и общей недостаточной развитостью, в то время как природные интеллектуальные и речевые способности у этих детей соответствуют норме.
     Нейробиологические факторы в патогенезе расстройств развития речи. Перинатальная патология ЦНС играет значительную роль в формировании речевых нарушений у детей. Это обусловлено тем, что именно в перинатальном периоде происходят наиболее важные события, оказывающие прямое и опосредованное влияние на процессы структурной и функциональной организации ЦНС. Учитывая это, целесообразно выделять группы риска по нарушениям психоречевого развития уже на 1-м году жизни [10]. В группу высокого риска должны быть отнесены дети, у которых в первые 3 мес. жизни в результате обследования выявлены структурные изменения со стороны ЦНС, недоношенные (особенно с экстремально низкой массой тела), дети с нарушениями анализаторов (слухового и зрительного), недостаточностью функций черепных нервов (в частности V, VII, IX, X, XII), дети с задержкой редукции безусловных автоматизмов, длительно сохраняющимися нарушениями мышечного тонуса [10].
     У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х нед. до 2–3-х мес., причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Негативную роль играет одно из основных последствий недоношенности – нарушение слуха [10]. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения [11].
     В последние годы также подтверждена роль генетических факторов в формировании нарушений развития речи [10].
     Развитие речевых навыков в норме. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, с первых месяцев жизни, поэтому возраст до одного года является подготовительным периодом в развитии речи. Последовательность в развитии предречевых реакций показана в таблице 1.

     Итак, на первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие, на протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.
     Важным показателем развития речи до полутора-двух лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.
     Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:
• Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес.
• Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
• Появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
• Объем активного словаря:
– к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов, 
– 2-м годам – до 150–300 слов, 
– 3-м годам – до 800–1000 слов, 
– 4-м годам – до 2000 слов.
     Ранние признаки неблагополучия в формировании речи. Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2–2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.
     На 3–4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать признаки неблагополучного формирования речи в сравнении с нормальными характеристиками ее развития, которые приводятся в таблице 2.
    Отсутствие помощи в раннем возрасте детям с недоразвитием речи приводит к формированию целого ряда последствий: нарушения общения и обусловленные ими трудности адаптации в детском коллективе и контактах с другими людьми, незрелости в эмоциональной сфере и поведении, недостаточной познавательной активности. Это подтверждают данные проведенного нами исследования с целью оценки показателей возрастного развития детей с дисфазией [12].
    Обследованы 120 пациентов в возрасте от 3-х до 4,5 лет (89 мальчиков и 31 девочка) с дисфазией развития – расстройством развития экспрессивной речи (F80.1 по МКБ-10 [3]) и картиной ОНР 1–2-го уровня по психолого-педагогической классификации [7]. Из изучаемой группы исключались дети, у которых отставание в развитии речи обусловливалось снижением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, тяжелой соматической патологией, неполноценным питанием, а также влиянием неблагоприятных социальных факторов (недостаточным общением и воспитанием).
     Исследование показателей возрастного развития осуществлялось нами с помощью методики Developmental Profile 3 (DP-3) [13] по пяти сферам: двигательные навыки, адаптивное поведение, социально-эмоциональная сфера, познавательная сфера, речь и коммуникативные способности.
     Применялась форма для структурированного опроса, проводимого специалистом с родителями. На основании полученных данных определялось, какому возрасту соответствует развитие ребенка по каждой из сфер и на какой возрастной интервал у него имеется отставание от нормальных показателей для его календарного возраста.
     При исследовании анамнеза многие родители указывали, что уже в раннем возрасте обращали внимание на отсутствие или ограничение лепета у детей. Родители отмечали молчаливость, подчеркивали, что ребенок все понимает, но не желает говорить. Вместо речи развивались мимика и жестикуляция, которыми дети пользовались избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Родители при этом отмечали, что, кроме отставания в речи, в целом дети развиваются нормально. Дети имели скудный активный словарь, пользовались лепетными словами, звукоподражанием и звуковыми комплексами. В речи отмечалось много оговорок, на которые дети обращали внимание и пытались исправлять ошибочно сказанное. На момент обследования объем активного словаря (запас произносимых слов) у детей с ОНР 1-го уровня не превышал 15–20 слов, а с ОНР 2-го уровня – 20–50 слов.
     В таблице 3 представлены результаты обследования, показывающие, на какой возрастной интервал имелось отставание от нормальных показателей в трех группах детей с дисфазией развития, разделенных по возрасту: (1) от 3 лет 0 мес. до 3 лет 5 мес.; (2) от 3 лет 6 мес. до 3 лет 11 мес.; (3) от 4 лет 0 мес. до 4 лет 5 мес. 

     Закономерным представляется то, что наиболее значительным было отставание в формировании речи и коммуникативных способностей, но при этом степень данного отставания увеличивалась – от 17,3±0,4 мес. в 1-й группе до 21,2±0,8 во 2-й и 27,3±0,5 мес. в 3-й группе. Наряду с увеличением выраженности отличий от здоровых сверстников в речевом развитии, отставание во всех остальных сферах не только сохранялось, но и увеличивалось с каждым полугодовым возрастным периодом. Это свидетельствует, с одной стороны, о значительном влиянии речи на другие сферы развития ребенка, а с другой – о тесной взаимосвязи и неразрывности различных аспектов индивидуального развития.
     Основными направлениями комплексной терапии при дисфазии развития у детей являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, медикаментозное лечение. Поскольку дисфазия развития представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.
     Логопедическая помощь строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования речи у детей. Кроме того, она носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложно организованный процесс, который осуществляется длительно и систематически. При этих условиях коррекционная работа дает большинству детей с дисфазией развития средства, достаточные для речевого общения. 
     Наиболее полной коррекции нарушений развития речи способствует своевременное применение препаратов ноотропного ряда. Их назначение оправдано, исходя из основных эффектов этой группы лекарственных средств: ноотропного, стимулирующего, нейротрофического, нейрометаболического, нейропротективного. Одним их таких лекарственных средств является ацетиламиноянтарная кислота (Когитум). 
     Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, нормализующее процессы нервной регуляции, обладающее иммуностимулирующей активностью. Когитум содержит ацетиламиноянтарную кислоту (в форме двукалиевой соли ацетиламиносукцината) – синтетический аналог аспарагиновой кислоты – заменимой аминокислоты, содержащейся преимущественно в тканях ЦНС.
     Для педиатров и детских неврологов имеют значение такие свойства аспарагиновой кислоты, как участие в синтезе ДНК и РНК, влияние на повышение физической активности и выносливости, нормализацию баланса между процессами возбуждения и торможения в ЦНС, иммуномодулирующее действие (ускорение процессов антителообразования) [14]. Аспарагиновая кислота участвует в ряде метаболических процессов, в частности регулирует углеводный обмен за счет стимуляции трансформации углеводов в глюкозу и последующего создания запасов гликогена; наряду с глицином и глутаминовой кислотой аспарагиновая кислота служит нейромедиатором в ЦНС, стабилизирует процессы нервной регуляции и обладает психостимулирующей активностью [14]. В нейропедиатрической практике препарат применяется на протяжении многих лет по таким показаниям, как задержка психомоторного и речевого развития, последствия перинатальных поражений ЦНС, нейроинфекций и черепно-мозговых травм, церебрастенический и астено-невротический синдромы.
     Форма выпуска. Раствор для приема внутрь в ампулах по 10 мл. 1 мл препарата содержит 25 мг ацетил-аминоянтарной (аспарагиновой) кислоты, а 1 ампула (10 мл) – 250 мг. В состав препарата входят: фруктоза (левулоза) – 1,0 г, метиловый парагидроксибензоат (метил-n-гидроксибензоат) – 0,015 г, ароматические вещества (банановый аромат) – 0,007 г, дистиллированная вода – до 10 мл на 1 ампулу. Препарат не содержит кристаллического сахара или его синтетических заменителей, поэтому не противопоказан при сахарном диабете.
     Режимы дозирования. Препарат дается внутрь в неразведенном виде или с небольшим количеством жидкости. Для детей в возрасте 7–10 лет рекомендован прием внутрь 1 ампулы (250 мг) в утренние часы, детям старше 10 лет – 1–2 ампул (250–500 мг) утром. Для пациентов от 1 года до 7 лет доза определяется врачом индивидуально [14]. По нашему опыту, детям до 7 лет предпочтительно назначать по 5 мл (1/2 ампулы) 1 или 2 раза в день. Продолжительность курса лечения обычно составляет 2–4 нед. При однократном приеме препарат назначается в утренние часы, при двукратном – второй прием не позднее 16–17 ч. Перед назначением Когитума необходимо получить письменное информированное согласие родителей/законных представителей на лечение ребенка ацетиламиноянтарной кислотой, с указанием, что они ознакомлены с показаниями, противопоказаниями и побочными эффектами и не возражают против назначения препарата ребенку.
     Побочные действия. Хотя реакции повышенной чувствительности (аллергические реакции) к отдельным компонентам препарата возможны, они отмечаются редко. О передозировках препарата в литературе не сообщается.
     При необходимости детям с задержками в развитии речи могут назначаться повторные курсы лечения препаратами ноотропного ряда. В ходе открытого контролированного исследования подтверждена клиническая эффективность при дисфазии развития у детей в возрасте от 3-х лет до 4-х лет 11 мес. двухмесячных терапевтических курсов гопантеновой кислоты, пиритинола и препарата, содержащего комплекс пептидов, полученных из головного мозга свиньи [15]. Для объективной оценки эффективности проводимой терапии родителям рекомендуется вести наблюдения за ростом словарного запаса, улучшением произношения звуков и слов, появлением новых фраз в речи ребенка. Результаты этих наблюдений целесообразно фиксировать в форме специальных дневниковых записей, которые будут обсуждаться со специалистами во время повторных визитов к ним. Постоянный контакт со специалистами (врачом и логопедом), проведение консультаций в динамике – важное условие успешности осуществляемого лечения.

www.rmj.ru

классификация и коды дисфагии, лечение в Москве

Дисграфия проявляется у людей нарушениями письма, при которых повторяются ошибки. Данное расстройство возникает в результате того, что у человека не сформирована высшая психическая деятельность, при этом не наблюдаются отклонения в развитии умственных способностей. Дисграфия код по МКБ 10 имеет для каждой разновидности.

Лечение и коррекция дисграфии осуществляется врачами-неврологами Юсуповской больницы в соответствии с международными стандартами. Степень расстройства у пациента, обратившегося к специалистам, позволяют установить диагностические мероприятия, результаты которых используются для составления плана коррекции.


Особенности расстройства

Развитие дисграфии связано различными причинами, так недоразвитие, поражение головного мозга, наследственная предрасположенность и травмы плода являются биологическими причинами. Развитие дисграфии вследствие длительного пребывания в госпитале в изоляции от общества, педагогической запущенности относят к социально-психологической природе болезни. Дисграфия может возникать также в результате неправильно подобранных методов и средств обучения ребенка.

Дисграфия МКБ 10 относится к специфическим расстройствам школьных навыков, которым присвоен общий код F81. Специалисты выделяют несколько форм данного расстройства в зависимости от несформированности какой-либо операции письма:

  • акустическая форма связана с нарушением звукового восприятия;
  • артикулярно-акустическая форма, развивающаяся на фоне нарушения произношения звуков и артикуляции;
  • аграмматическая форма проявляется при несформированности лексико-грамматической стороны речи;
  • дисграфия, связанная с нарушениями языкового синтеза и анализа;
  • оптическая форма развивается при нарушениях у больного зрительно-пространственных представлений.

В современной медицине выделяют также специфические и неспецифические нарушения письма. Неспецифические нарушения проявляются при умственной отсталости, задержке психического развития и педагогической запущенности. Врачи-неврологи Юсуповской больницы осуществляют коррекцию любых форм дисграфии.

Дисграфия: код по МКБ-10

Дисграфия МКБ относится к специфическим расстройствам спеллингирования. Основной чертой расстройства, которому присвоен код F81.1 является выраженная несформированность процесса написания или произношения по буквам слов. Дисграфия не может быть обусловлена низким уровнем интеллекта и нарушениями остроты зрения.

При диагностике дисграфии специалисты современного диагностического центра Юсуповской больницы исключают патологии органов слуха и зрения. Пациенты клиники неврологии в рамках обследования получают консультации врача-офтальмолога, отоларинголога и невролога.

Люди с данным расстройством испытывают трудности при списывании текстов и написании их под диктовку, кроме этого отмечается перестановка слогов, замена букв сходными по написанию или звучанию. Людям, страдающим дисграфией, показана коррекция с учетом формы расстройства и механизмов его проявления.

Лечение дисграфии в Москве

Коррекция дисграфии в Москве проводится специалистами клиники неврологии Юсуповской больницы. Многолетний опыт работы и владение современными технологиями коррекции расстройства позволяют выстраивать для пациентов наиболее эффективным программы. Врачам неврологам Юсуповской больницы известно, какой код имеет дисграфия МКБ 10, какие методы лечения расстройства применяются в международной практике.

В Юсуповской больнице организуется первичная консультация пациентов, достигших 18-летнего возраста, с дисграфией и дальнейшая диагностика, коррекция. В большинстве случаев достижению положительного результата способствуют правильно подобранные методы с учетом индивидуальных особенностей пациента и формы расстройства.

Специалисты Юсуповской больницы в ходе лечебных мероприятий помогают пациентам концентрироваться на выполнении различных задач, осваивать навыки письма и использовать их в повседневной деятельности. Людям с дисграфией в некоторых случаях может назначаться медикаментозная терапия и реабилитационные мероприятия, включающие физиотерапию, массаж, лечебную физкультуру.

При обращении в Юсуповскую больницу получают точное понимание имеющейся проблемы и возможные пути ее коррекции. Диагностические мероприятия проводятся в Юсуповской больнице в современном диагностическом центре в минимальные сроки. Консилиум высококвалифицированным врачей принимает стратегическое лечение, направленное на решение имеющейся проблемы.

Узнать подробности о методах коррекции дисграфии и записаться на прием к врачу-неврологу Вы можете по телефону Юсуповской больницы.

Автор

Ирина Геннадьевна Смоленцева

Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • "Диагностика". — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Цены на услуги *


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Диагноз F80 Специфические расстройства развития речи и языка (лечение заболевания)

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

  • пансионат;
  • дом престарелых;
  • лежачий хоспис;
  • профессиональные сиделки;
  • санаторий.

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

  • проводится первичный осмотр;
  • выясняются причины психического расстройства;
  • ставится предварительный диагноз;
  • снимается острый приступ или похмельный синдром;
  • в тяжелых случаях возможно принудительное помещение больного в стационар – реабилитационный центр закрытого типа.

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

8 (495) 664-40-40

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

chastnaya-psihiatricheskaya-klinika.ru

код по МКБ 10: классификация и код дизартрии

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Код по МКБ-10 уточняющего диагноза «дизартрия» - F 80 (Специфические расстройства развития речи и языка).


Дизартрия (МКБ-10: R47.1): классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

  • бульбарную – у больных снижается мышечный тонус или атрофируются мышцы речевого аппарата. Развитие данного вида отклонения связано с опухолевыми или воспалительными процессами в продолговатом отделе мозга, вследствие которых происходит разрушение ядер двигательных нервов. Речь у больных с бульбарной дизартрией замедленная, непонятная, с назальным звучанием;
  • псевдобульбарную – чаще всего свойственна детям с перенесенным поражением деятельности мозга в возрасте до одного года. Характерные признаки – ограничение движений языка и губ, обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса. Существуют несколько форм дизартрии данного вида, имеющих аналогичный код МКБ-10: спастическая дизартрия, паретическая дизартрия, смешанная форма;
  • подкорковую – поражаются подкорковые узлы головного мозга. Состояние сопровождается медленной неразборчивой речью, частыми непроизвольными движениями артикуляционных и мимических мышц, спазмами мышц лица и несдерживаемыми гортанными выкриками;
  • мозжечковую – в речи больного наблюдаются колебания громкости, он скандирует слова и выкрикивает отдельные звуки. Походка становится неустойчивой, неловкой, нарушается равновесие;
  • корковой – у больных нарушается артикуляция, им сложно воспроизводить слоги. Чтение и письмо при этом не нарушено.

Дизартрия (МКБ-10: R47.1): причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

  • инсультом головного мозга;
  • злокачественными новообразованиями в головном мозге;
  • травмами головы;
  • перенесенными нейрохирургическими вмешательствами;
  • нейросифилисом;
  • олигофренией;
  • болезнью Паркинсона;
  • рассеянным склерозом;
  • миотонией;
  • миастенией и пр.

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

  • токсикоза матери в период вынашивания ребенка;
  • резус-конфликта;
  • родовых травм;
  • асфиксии в процессе родов;
  • патологиями в период беременности;
  • преждевременными родами и пр.

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны. Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

  • электронейрографию;
  • магнитно-резонансную томографию головного мозга;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию;
  • транскраниальную магнитную стимуляцию и иные исследования.

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Дизартрия (МКБ-10: R47.1): коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей. Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента. Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки. Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.

Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): прогноз

Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.

Абсолютно восстановить утраченные функции речевого аппарата удается лишь при легком протекании патологии - пациентам со стертой дизартрией. Больные с более тяжелыми формами патологии могут улучшить речь, но нужно понимать, что случаи полного выздоровления пациентов с тяжелой степенью дизартрии крайне редкие.

Автор

Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины, врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • "Диагностика". — Краткая Медицинская Энциклопедия. — М.: Советская Энциклопедия, 1989.
  • «Клиническая оценка результатов лабораторных исследований»//Г. И. Назаренко, А. А. Кишкун. г. Москва, 2005 г.
  • Клиническая лабораторная аналитика. Основы клинического лабораторного анализа В.В Меньшиков, 2002 .

Наши специалисты

Заместитель генерального директора по медицинской части, врач-терапевт, врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук

Врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач функциональной диагностики

Цены на услуги *


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Задержка психоречевого развития > Архив - Клинические протоколы МЗ РК

 

Тактика лечения


Цели лечения:

- активизация психического развития;

- пополнение пассивного и активного словарного запаса;

- коррекция поведения;

- повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;

- обучение навыкам самообслуживания;

- социальная адаптация.


Немедикаментозное лечение:

- индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;

- занятия с психологом;

- кондуктивная педагогика;

- групповые занятия ЛФК;

- массаж воротниковой зоны, головы;

- физиолечение - электрофорез с эуфиллином на шейный отдел позвоночника, кислородный коктейль, дарсонвализация волосистой части головы.


Медикаментозное лечение

Широко используют в последнее время препараты ноотропного ряда - нейропротекторы, с целью улучшения обменных процессов в головном мозгу. Большинство ноотропных препаратов, в связи с их психостимулирующим действием, назначают в первую половину дня. Продолжительность курсов лечения ноотропами составляет от одного до двух-трех месяцев.

Церебролизин, ампулы 1 мл в/м, пирацетам, ампулы 5 мл 20%, гинкго-билоба (танакан), таблетки 40 мг, пиритинола гидрохлорид (энцефабол), драже 100 мг, суспензия - 5 мл содержат 80,5 мг пиритинола (соотв. 100 мг пиритинола гидрохлорида).

Энцефабол - минимум противопоказаний, разрешен к применению с первого года жизни. Дозирование суспензии (с содержанием в 1 мл 20 мг энцефабола) детям 3-5 лет с алалией суточная доза 200-300 мг (12-15 мг массы тела) назначают в 2 приема - утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Продолжительность курса 6-12 недель, целесообразен длительный прием, при котором повышается работоспособность и способность к обучению, улучшаются высшие психические функции.

Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг, драже-форте 200 мг активного вещества. Нейрометаболический препарат, содержащий исключительно физиологические компоненты. Детям назначается в драже-форте, прием до еды по ½ -1 драже 2-3 раза в день (в зависимости от возраста и выраженности симптомов заболевания), до 17 часов. Продолжительность терапии 1-2 месяца.

Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.


Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.


Витамины группы В: В1, В6, В12, фолиевая кислота, аевит, нейромультивит - специальный комплекс витаминов группы В с направленным нейротропным действием, неуробекс.


Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.


Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.


Профилактические мероприятия:

- профилактика травматизма;

- профилактика вирусных и бактериальных инфекций.


Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.

 

Основные медикаменты:

1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг

2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг

3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%

4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4

5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%

6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)

7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл

8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001

9. Церебролизин, ампулы 1 мл

10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг


Дополнительные медикаменты:

1. Аевит, капсулы

2. Актовегин, драже 200 мг

3. Глицин, таблетки 0,1

4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25

5. Инстенон, таблетки

6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6

7. Нейромультивит, таблетки

8. Неуробекс, таблетки

9. Ново-пассит, таблетки, раствор

10. Ноофен,таблетки 0,25

11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг

12. Хлорпритиксен, 15 мг

13. Циннаризин, таблетки 25 мг


Индикаторы эффективности:

1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.

2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.

3. Повышение эмоционального и психического тонуса.

diseases.medelement.com


Смотрите также




Карта сайта, XML.