Красота и здоровьеКрасота и здоровьеКрасота и здоровье
<> Главная <> Красота <> Лишний вес <> Здоровье <> Косметолог <> Советы психолога <> Женские секреты <> Разное <>


Аутизм что это такое


причины возникновения заболевания, мифы и правда об аутизме

Аутизм, или расстройство аутического спектра как диагноз существует не так давно. Разнообразие симптомов, которыми проявляется аутизм, позволяет говорить о широкой вариабельности заболевания: от незначительных аутичных черт до тяжелой болезни, когда больной требует постоянного ухода.

Эпидемия аутизма: есть ли повод для паники?

В последние годы СМИ рассуждают об эпидемии аутизма, охватившей мир: аутичные черты регистрируются, по разным данным, у одного из 100 или 1000 детей, в различных странах статистики выявляют разную частоту диагноза. В то время как еще несколько десятилетий назад аутизм относили к редким психическим заболеваниям. Почему наблюдается такая тенденция?

Среди причин «эпидемии» ученые называют, во-первых, расширение понятия «аутизм» до «расстройства аутичного спектра», в которое могут входить как незначительные, но характерные признаки нарушения развития, так и синдромы Ретта, Аспергера и классический симптомокомплекс аутизма.

Вторая причина – распространение информации о болезни. Те формы заболевания, которые ранее относили к «странностям ребенка», застенчивости, замкнутости, интроверсии, а порой и к шизофреническим состояниям, сейчас регистрируются, как РАС. Ну и третья причина – гипердиагностика, особенно со стороны родителей.

Аутизм стал своеобразным «модным» заболеванием, романтизируемым из-за распространения информации о «суперумных» детях и взрослых с синдромом Аспергера, появления фильмов о частных проявлениях аутизма. Немаловажное значение играет и желание некоторых родителей оправдывать отдельные нарушения воспитательного процесса личностными особенностями детей: СДВГ, аутизм кажутся поводом для оправдания поведения избалованных детей, что ухудшает отношение к семьям с детьми, у которых заболевания действительно подтверждены, и усложняет как социализацию, так и коррекционные мероприятия больных для детей.

Подводя итоги, можно сказать, что так называемая «эпидемия аутизма» – следствие уточнения симптомов заболевания и информированности населения. После переходного этапа количество больных с диагнозом «расстройство аутичного спектра» будет оставаться стабильным.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройс

med.vesti.ru

причины, симптомы, диагностика и лечение

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм, классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера, атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии, психологов, психотерапевтов, неврологов, дефектологов и логопедов.

Аутизм

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции, токсемия, маточные кровотечения, преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Подрастая, больные не имитируют поведение окружающих, не реагируют на эмоции других людей, не участвуют в играх, рассчитанных на взаимодействие, и не проявляют интереса к новым людям. Они сильно привязываются к близким, но не проявляют свою привязанность как обычные малыши – не радуются, не бегут навстречу, не пытаются показать взрослым игрушки или как-то поделиться событиями из своей жизни. Обособленность аутистов обусловлена не их стремлением к одиночеству, а с их затруднениями из-за невозможности строить нормальные взаимоотношения с окружающими.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях (савантизм) наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы психологической коррекции и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда, для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога. Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

www.krasotaimedicina.ru

Расстройство аутистического спектра — Википедия

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2][1], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.

Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.

Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.

Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54

Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.

Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.

Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивание игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.

Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.

При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.

Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]

Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.

Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.

Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[4]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[5]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[6].

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[7][6][8]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[9]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[9][10]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

DSM-5[править | править код]

По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[11]:

В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

МКБ[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

  • F84.084.0 Детский аутизм
    • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
    • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.184.1 Атипичный аутизм
    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.284.2 Синдром Ретта
  • F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
  • F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
  • F84.584.5 Синдром Аспергера
  • F84.884.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11[править | править код]

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].

В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].

Выделяются следующие подтипы:[2]

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55.

При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[12].

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[12].

В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).

Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[13].

Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[14].

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  2. 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
  3. 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician's Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
  5. Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
  6. 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
  7. Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
  8. Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
  9. 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
  10. Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
  11. ↑ Autism spectrum disorder fact sheet (неопр.). American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  12. 1 2 Алехина С. В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. — 2014. — № 3. — с. 4-7.
  13. Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4.:274
  14. Danforth, Alicia L.; Struble, Christopher M.; Yazar-Klosinski, Berra; Grob, Charles S. MDMA-assisted therapy: A new treatment model for social anxiety in autistic adults (англ.) // Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2016. — Vol. 64. — P. 237—249. — ISSN 02785846. — doi:10.1016/j.pnpbp.2015.03.011.
  • Dirk Marcel Dhossche, Lorna Wing, Masataka Ohta and Klaus‐Jürgen Neumärker. Catatonia in Autism Spectrum Disorders (неопр.). — Elsevier, 2006. — ISBN 978-0-08-046338-4. (англ.)
  • Dianne Zager, David F. Cihak, Angi Stone-MacDonald. Autism Spectrum Disorders: Identification, Education, and Treatment (англ.). — Taylor & Francis, 2016. — ISBN 978-1-317-74375-0. (англ.)
  • Brenda Smith Myles. Autism Spectrum Disorders: A Handbook for Parents and Professionals (англ.). — Greenwood Publishing Group, 2007. — ISBN 978-0-313-33632-4. (англ.)
  • Tony Charman, Wendy Stone. Social and Communication Development in Autism Spectrum Disorders: Early Identification, Diagnosis, and Intervention (англ.). — Guilford Press (англ.)русск., 2008. — ISBN 978-1-59385-713-4. (англ.)
  • Leo Kanner. Autistic disturbances of affective contact (неопр.) // The Nervous Child. — 1943. — Т. 2. — С. 217—250. (англ.)

ru.wikipedia.org

"Всё ты можешь". Какие бывают формы аутизма и как живут люди с этим расстройством?

Informburo.kz разбирается, что такое аутизм, какие у него бывают формы, и как в Казахстане помогают людям с расстройствами аутистического спектра. А ещё мы на условиях анонимности поговорили с человеком с синдромом Аспергера (лёгкая форма аутизма), который обратился к специалистам только после 20 лет, а в детстве думал, что "все вокруг просто умнее".

Что такое аутизм и почему неправильно говорить "болезнь"?

Аутизм – первазивное (то есть общее, обширное) название для состояния психики со сниженной или искажённой способностью взаимодействовать с социальной средой. Человек с таким типом психики (чаще всего это называется расстройством или отклонением от нормы) не может учиться через социальную среду и получать из неё много важной для "нормального" развития информации.


Читайте также: "Очень важно принять малыша таким, какой он есть". Почему аутизм – это не болезнь


Детей с расстройством аутистического спектра (РАС) врачи чаще всего признают отстающими в развитии – такие дети поздно начинают говорить, не смотрят в глаза, замыкаются в себе. Воспитатели в детских садах и учителя в школах не могут себе позволить уделять им особое внимание и заниматься с ними индивидуально, поэтому родители получают рекомендацию отправить их в коррекционный детский сад или специальную школу.

"Есть сложности с тем, чтобы распознать ложь или какие-то намёки. Для других какие-то сигналы могут быть очевидны, но мне бывает сложно. Например, один раз мне сказали, что флиртовали со мной, а я не понял. Обидно бывает очень. – рассказывает Ильяс (имя изменено по просьбе героя). – А фраза типа "Ты же понимаешь, о чём я" проклятая вообще. Нет, я не понимаю".

Неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов либо редко возникающие мутации. К симптомам РАС можно отнести:

  • Стереотипичность в поведении. Человек поглощен однообразными действиями, так как всеми силами пытается избежать каких-то изменений в укладе жизни;

  • Недостаточная обучаемость. Почти у 100% детей с синдромом Каннера (ядерная форма детского аутизма) уровень IQ ниже 100. При этом проблемы обучаемости есть не только при тяжелой форме РАС: интеллект у людей с синдромом Аспергера обычно средний или даже выше среднего, однако проблема с обучаемостью не исчезает;

  • Припадки. Четверть людей с тяжелыми формами РАС и около 5% аутичных людей с лёгким расстройством и нормальным уровнем развития интеллекта страдают припадочными состояниями;

  • Повышенная возбудимость и двигательная активность, расстройство концентрации внимания. Чаще всего гиперактивность проявляется при навязанных извне задачах и действиях, на самостоятельно выбранных задачах человеку сконцентрироваться проще;

  • Вспышки гнева, вызванные тем, что человек не может объяснить свои нужды или тем, что кто-то вмешивается в его ритуалы и распорядок;

  • Повышенная способность к сенсорному восприятию и усиленное внимание. Твердых доказательств того, что сенсорные симптомы могут быть чертой, отличающей аутизм от других расстройств развития – нет.

Конечно, есть ряд черт, благодаря которым у человека можно диагностировать аутизм (например, какое-либо искажение речевой коммуникации), но если разбираться в деталях, то двух одинаковых людей с расстройством аутистического спектра не бывает. Разные привычки, разные страхи и манеры, разные принципы и методы взаимодействия с окружающей действительностью. Другие методы. Не такие, к каким привыкли люди, чьё состояние ближе к принятой в обществе норме. Отсюда главный маркер, по которому этих людей можно "опознать" – стигматизация. Детей и взрослых с расстройством аутистического спектра немедленно признают психически нездоровыми, а некоторые родственники, родители или даже врачи пытаются аутизм лечить. Иногда довольно странными методами.

Так, на одном из информационных сайтов под статьёй про расстройства аутистического спектра женщина всерьёз пишет, что формулировку "другой тип психики" придумали американцы, цель которых, естественно – погубить наш народ (сайт российский, и народ имеется в виду российский), и, чтобы противостоять, этому нужно "заразу выкорчёвывать". К примеру, исключив из рациона ребенка молочные продукты. Как и чем это поможет – комментатор не уточняет.

Аутизм – это болезнь?

В классификации психических расстройств и заболеваний в Казахстане по МКБ-10 (Десятый пересмотр Международной классификации болезней) расстройств аутического спектра нет. По словам специалистов из Фонда Булата Утемуратова, аутизм как психическое заболевание в классификации болезней есть, но нет понятия "расстройство аутистического спектра", которое к заболеваниям не относится.


Аутизм не болезнь / Фото Фонда Булата Утемуратова


Принятая в России классификация психических расстройств, включает несколько диагнозов, относящихся к РАС – детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера (F-84.0, F-84.01 и F -84.5 по классификации МКБ-10, соответственно). Важно то, что на протяжении жизни одного человека эти диагнозы могут меняться, а врачи могут путать один с другим. Проблема недостаточно изучена, а обществу о ней и вовсе известно очень мало. Что вы представляете себе, когда слышите "аутизм", кроме Дастина Хоффмана в "Человеке дождя"?

В открытом доступе есть специальные тесты для диагностики расстройств аутического спектра. Важно понимать, что пройдя их, диагноз себе поставить вы не сможете, но они помогут вам сориентироваться и понять, нужно ли идти к специалисту. Пройти такой тест можно здесь или здесь (последний более сложный, он как раз предназначен для самодиагностики синдрома Аспергера; на этом же сайте можно найти тесты и для детей).

"Расстройство проявляется в том, что тебя может, положим, раздражать слишком яркий свет или громкие звуки. Не уверен, что это можно с первого раза понять правильно. Попытаюсь объяснить. Ты испытываешь не дискомфорт или какие-то другие неприятные чувства, а ужас. Незнакомая компания – паническая атака, нет понятной, прогнозируемой структуры и темы разговора – паническая атака. Помогают, хотя, возможно, это прозвучит смешно, повторяющиеся действия, это успокаивает нервы, а иногда алкоголь".

Статистика есть только по детям: по данным ПМПК (Психолого-медико-педагогические комиссия) на 2018 количество детей с аутизмом в Казахстане составляет 3820. Однако по экспертной оценке профессора Эрика Фомбонна (Университета Орегон, США), который изучал вопросы распространенности расстройства в Казахстане – у нас 59 тысяч детей с РАС. К сожалению, точное количество людей, которые рождаются, живут и пытаются преодолеть подчас непреодолимые барьеры во взаимодействии с социальной средой в Казахстане, назвать невозможно.

В США, к примеру, по данным Центра по контролю заболеваемости и профилактики, аутизм диагностируют у 1 из 68 детей.

Аутизм – зонтичный диагноз, объединяющий много разных состояний. Корневое отличие людей с РАС заключается в расстройстве эмпатии (способности человека воспринимать чужие эмоции и реагировать на них), обусловленного генами. Около 70% случаев связаны именно с мутациями в генах. Также причиной возникновения аутистического расстройства может быть поздняя беременность, поздний возраст родителей во время зачатия, болезни матери во время беременности. Современные методы генетического обследования позволяют выявить аутизм только у 25% пациентов.

Как лечат аутизм?

Аутизм, уверены специалисты Фонда Булата Утемуратова – не болезнь, а особое состояние развития ребёнка с нарушениями в трёх областях: коммуникация, социальное взаимодействие, паттерны повторяющихся действий. Следовательно, аутизм не лечат, а помогают улучшить навыки в этих направлениях для того, чтобы улучшить качество жизни ребёнка. Да, человеку с РАС нужно особое отношение, и это не делает его не таким, как все, но общество не готово признать РАС вариантом нормы.

Синдром Аспергера (названный в честь австрийского педиатра и психиатра Ганса Аспергера) – это высокофункциональный аутизм, при этом расстройстве сохраняются базовые когнитивные навыки, однако есть серьезные проблемы с социализацией. Аспергер нередко характеризуется выраженной неуклюжестью. Термин ввели в 80-х, а диагностические стандарты были разработаны в 90-х.

Скажите слово "аутист", а потом опишите то, что приходит вам на ум. Это ребёнок. Вероятнее всего, мальчик. Он сидит в углу, обняв колени, и раскачивается из стороны в сторону. Он почти не разговаривает, только мычит что-то себе под нос, не смотрит в глаза и играет только с одной игрушкой. А ещё он, скорее всего, гений. Так? Напишите в поисковике "аутизм" и получите два десятка статей, где упоминаются Ньютон, Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри. В сознании большинства эта "болезнь" работает по принципу сохранения энергии: не можешь встроиться в социальность – будешь великим математиком. Это не так.


Читайте также: Учимся говорить с JASPER: как помочь людям с аутизмом


"Сложнее всего, если честно сказать, было в детстве. Я не знаю, как это бывает у других, потому что Аспергер – самая легкая из форм аутизма, но это обидно, когда вы делаете домашнее задание с мамой и ты говоришь ей, что не можешь что-то понять, не понимаешь и ничего с этим не можешь сделать, а тебе в ответ: "Всё ты можешь, не ленись!". Конечно важно сказать, что мама в этом не виновата, диагностировать такие расстройства стали совсем недавно, но это порождает в тебе страхи, чувство неполноценности, чувство, что вот есть они – нормальные люди, которые понимают, и есть ты, и ты где-то снаружи".

Люди с РАС действительно развиваются асинхронно: какие-то когнитивные навыки совершенствуются быстрее, какие-то могут вовсе не показывать прогресса, но обывательское представление об их гениальности преувеличено - одаренных среди них столько же, сколько среди "нормальных" людей. "Гениальный безумец" (или "ученый идиот") это совсем другое расстройство - савантизм (выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности) – которое встречается не только у аутичных людей.

Свежее датское исследование – самое масштабное на данный момент – рассмотрело 6 517 случаев аутизма из выборки в 650 тысяч детей, которых наблюдали на протяжении 10 лет. Никакой связи с вакциной MMR (корь-свинка-краснуха) обнаружить не удалось.

Инаковость людей с РАС обусловлена их особенностям: человек может быть одержим механическими объектами и эхолокацией (неконтролируемое повторение чужих слов) или реверсией местоимений (вы спрашиваете: «Как тебя зовут?», ребёнок отвечает: «Тебя зовут Ильяс»), зациклен на каком-то повторяющемся действии, может испытывать трудности с тем, когда говорить, зачем говорить и что нужно говорить в той или иной ситуации. Чаще всего люди с РАС не могут оценить социальные риски, потому как не понимают общепринятых правил и неозвученных сигналов (больше всего трудностей именно с негласными правилами поведения, например – тот же флирт). Кроме того, люди с РАС больше подвержены стрессу и фобиям.

"При этом я не глупый, понимаю, что у моих страхов нет рациональной почвы. Никто за мной не следит, никто надо мной не смеется, а проблемы с речью бывают и у нормальных людей. – говорит Ильяс. – Я в отношениях, у меня есть дочка, я такой же, как вы. Мое утро отличается от вашего только дневными транквилизаторами и аутотренинговой программой у зеркала. У меня есть работа, друзья, хотя их и немного, но, например, мне не нужно принимать наркотики, чтобы угодить в серотониновую яму. Я не вылезаю из неё большую часть жизни".

Из-за того, что есть проблемы со встраиваемостью в социальные нормы, человек с расстройством аутистического спектра стремится к упорядочиванию: так мир, созданный не для него, становится более-менее комфортным.

Надо сказать, что дети с аутизмом хорошо обучаемы, но это, в отличие от работы с обычными детьми, куда более сложный процесс, подчиненный немного другой логике. Помогая ребенку с РАС учиться с раннего детства, специалисты могут сделать так, чтобы он преобразился. В Казахстане с детьми с РАС работают как некоммерческие, так и коммерческие организации. Они предоставляют разного рода услуги, включая услуги поведенческого вмешательства, спортивные мероприятия, услуги репетиторов, включение в общеобразовательные обучающие программы и другое.

"Учиться очень тяжело. Информация усваивается тяжело, тебе тяжело понять, что ты читаешь или что тебе говорят, но даже если понимаешь, но не знаешь, зачем это нужно, как использовать эту информацию, она усваивается еще хуже. При этом ты видишь, что у других уже от зубов отскакивает и думаешь, что ты просто тупой. Почему в школе нужно себя вести так, а не иначе? Этот вопрос мучил меня все детство. Но адаптироваться можно. Делать вот это вот так вот – отлично, хорошо, буду делать. Лучшим вариантом для меня оказалось подражание: выбираешь себе объект и просто ведёшь себя точно также" – рассказывает Ильяс.

Для работы с людьми с РАС используется коррекционная терапия, или так называемое поведенческое вмешательство. Цель состоит в том, чтобы устранить нежелательные формы поведения и выработать полезные для человека навыки. (Таким образом работают не только с аутизмом, но и с фобиями и, например, наркотической зависимостью).

"Есть статистика по детям, которые записываются и получают услуги в Аутизм-центрах "Асыл Мирас" – говорит программный директор Фонда Булата Утемуратова Жаныл Мукашова – включая диагностическую службу, программы интервенции, программа работы с родителями. В настоящее время в наши центры записано 6783 детей в возрасте 0-15 лет, из них у 82% детей по результатам работы диагностической службы выявлен спектр аутизма".

Есть как минимум два типа коррекционной терапии: раннее интенсивное поведенческое вмешательство (РИПВ) и проблемно-ориентированные амбулаторные или консультационные услуги. В первом случае детей учат тому, как учиться и взаимодействовать с социальной средой в целом, во втором сосредотачиваются на одной конкретной проблеме. Эффективнее всего это работает до 5 лет. Положение со взрослыми людьми с РАС не вызывает особых надежд. Аутизм-центры "Асыл Мирас" Фонда Булата Утемуратова работают с пациентами до 15-ти лет, поэтому обращений от взрослых людей с расстройствами нет вовсе. А между тем эти люди выросли в в совершенно пещерной среде: никто не понимал, что с ними и что с этим делать.

"Аспергер – это высокофункциональный аутизм. Я научился понимать, что от меня хотят по ряду внешних признаков, и если вы меня встретите и мы с вами пару минут поговорим, что вы ничего не поймете. Разве что, наверное, назовете неразговорчивым, нелюдимым. А "людимым" быть сложно: мой мир громкий. Очень громкий. Нашему мозгу требуется куда больше времени на обработку сенсорной информации, а на обработку нескольких или нескольких десятков задач сразу он частенько не способен".

informburo.kz

Атипичный аутизм — Википедия

Эта статья — об атипичном аутизме, расстройстве развития, начинающемся с детского возраста. Об аутизме при шизофрении (описанном Блейлером) см. аутизм (симптом).

Атипи́чный аути́зм — общее расстройство развития, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Отличается от детского аутизма (F84.084.0) либо более поздним возрастом начала (после 3-х лет), либо отсутствием как минимум одного из основных диагностических критериев (стереотипий, нарушений коммуникации). В общем и целом, атипичный аутизм отличается от детского аутизма либо по возрасту начала, либо по симптоматике.

Часто встречается у детей с глубокой умственной отсталостью и у лиц с тяжёлым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Отсутствие всех стандартных диагностических критериев аутизма при атипичном аутизме можно объяснить низким уровнем функционирования, что уменьшает возможность проявления специфического отклоняющегося поведения, требуемого для постановки диагноза детского аутизма.

Активация разных областей мозга при выполнении двигательных задач участниками контрольной группы (синее) и аутистами (жёлтое). Иллюстрация из статьи Powell et al., 2004.[2]

Для постановки диагноза аутизма консультацию обычно проводит педиатр. Затем в случае необходимости привлекается помощь психиатра, который ставит диагноз и оценивает состояние пациента, его коммуникативные и когнитивные способности. Для оценки поведения и когнитивных способностей может привлекаться нейропсихолог[3]. В настоящее время не существует надёжных биологических маркеров для выявления и скрининга детей с аутизмом[4].

Главная характеристика, которая отличает аутизм от других расстройств развития, — это социальный дефицит[4].

Качество жизни детей с аутизмом остаётся по-прежнему плохим, большинство из них не имеет значимых социальных отношений, социальной поддержки, будущих возможностей трудоустройства или самоопределения, и это несмотря на успехи в раннем выявлении, интенсивном вмешательстве и терапевтических подходах[5]. Прогресс в выявлении причин аутизма идёт медленно, пока неизвестно достоверно, что его вызывает и нет средств, которые исправили бы нарушения аутизма[6].

Атипичный аутизм как синдром при разных заболеваниях[править | править код]

Cложилось два основных направления в изучении атипичного аутизма:

  • 1) выделение эндогенного процессуального аутизма, в случае, когда аутизм выделяется в структуре шизофрении,
  • 2) выделение атипичного аутизма как синдрома при заболеваниях разной нозологической природы[7].

Согласно диссертации Симашковой Н. В. об атипичном аутизме в детском возрасте, к нему относятся большинство наиболее тяжёлых психотических форм аутизма в структуре разных болезней: злокачественный детский тип шизофрении, синдром Ретта, синдром Дауна, синдроме Мартина — Белл[8]. При всех этих расстройствах атипичный аутизм проявляется на всём протяжении болезни как первичное негативное расстройство[8].

При атипичном процессуальном аутизме возможно возникновение регрессивно-кататонических приступов психоза, при этом со временем глубина аутизма прогрессирует до крайне тяжёлой степени[7].

Атипичный аутизм при синдроме Ретта вначале углублялся от лёгкого/умеренно выраженного до тяжёлого[7]. Затем — заметный регресс и углубление аутизма, а на последней стадии, которая иногда называется «псевдостационарной» наблюдались негативизм, двигательное возбуждение с импульсивностью, двигательные стереотипии. Расстройства на последней стадии трудно отличимы от кататонических[7].

В случаях атипичного аутизма при синдроме Мартина — Белл (синдроме ломкой X-хромосомы) на 12—14 месяце жизни наблюдались регрессивно-кататонические приступы психоза[7]. Глубина аутизма — от тяжёлого при психозе до лёгкого/умеренного вне обострений[7]. На второй аутистической стадии (12—24 месяца) наблюдалась тяжёлая степень аутизма, на третьей — ещё более тяжёлая, с утратой навыков самообслуживания и опрятности, нарушением понимания обращённой речи[7]. Последняя стадия — кататоническая и менее выраженная, с сочетанием с субступорозных состоянияй; у всех пациентов наблюдалась эхолалия, у части — селективный мутизм, глубина аутизма была в пределах тяжёлого[7].

При синдроме Дауна начало атипичного аутизма возникало в возрасте от 24—36 месяцев в форме регрессивно-кататонического приступа психоза[7]. Первая аутистическая стадия приступа (1—2 месяца) отличалась нарушением коммуникативных навыков, отрешенностью, обеднением эмоций, нарушение индивидуального развития и задержка двигательного развития (в частности навыка самостоятельной ходьбы)[7]. Вторая стадия (1—2 месяца) — полная утрата навыков самообслуживания, потеря навыка речи, игровой деятельности, с глубиной аутизма тяжёлой степени[7]. Третья стадия (2—3 месяца) — кататоническая стадия, смена ступорозных состояний кататоническим возбуждением, с тяжёлой степенью аутизма[7]. Спустя 4—7 месяцев с момента начала психоза происходит постепенный выход из психотического приступа с ослаблением тяжести аутизма[7].

Во всех случаях наблюдалось три стадии развития атипичного аутизма: 1) аутистическая 2) регрессивная 3) кататоническая[7].

Клиническая картина психоза у описанных формах атипичного аутизма была схожа, но в их структуре отличались те же двигательные стереотипии: при синдроме Ретта и Мартина — Белл — архаические кататонические стволовые стереотипии, при синдроме Дауна и атипичном процессуальном аутизме — подкорковые кататонические стереотипии[7].

Электроэнцефалография атипичного аутизма[править | править код]

Электроэнцефалография (ЭЭГ) атипичного аутизма с указанными в предыдущем разделе коморбидными заболеваниями при сформированном психозе даёт усиление θ-ритма, на стадии регресса в психозе характерна редукция α-ритма[7]. При кататонии без регресса на третьей стадии (регрессивно-кататонического психоза) не обнаруживался θ-ритм, но заметно усиливался β-ритм[7]. При улучшении состояния пациента восстанавливался α-ритм и заметно уменьшалась или исчезала θ-активность[7].

Симашкова Н. В. пришла к выводу, что ЭЭГ-коррелят регресса и незрелости выражается наличием выраженной ритмической θ-активности[7].

Распространённость — 2 случая на 10 000 населения[9][10]. Преобладают лица мужского пола (2—5:1)[9][10].

В большинстве случаев в анамнезе имеются сведения о медицинских осложнениях при беременности и родах[9]. У половины больных наблюдаются выраженные неврологические симптомы[9].

Для диагностики атипичного аутизма состояние должно соответствовать следующим критериям:

  • Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте 3 лет или старше (критерии аутизма за исключением возраста манифестации).
  • Качественные нарушения социального взаимодействия или качественные нарушения общения, или ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведения, интересы и активность (критерии аутизма, хотя минимальное количество областей, в которых отмечается нарушение, должно выдерживаться не обязательно).
  • Диагностические критерии аутизма (F84.084.0) не выполняются.

Оригинальный текст (англ.)

  • A. Presence of abnormal or impaired development at or after age three years (criteria as for autism except for age of manifestation).
  • B. Qualitative abnormalities in reciprocal social interaction or in communication, or restricted, repetitive and stereotyped patterns of behaviour, interests and activities (criteria as for autism except that it is not necessary to meet the criteria in terms of number of areas of abnormality).
  • C. The disorder does not meet the diagnostic criteria for autism (F84.084.0).
Международная классификация болезней Десятого пересмотра (МКБ-10)[11]

Умственная отсталость кодируется следующим образом:

  • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью (включается умственная отсталость с аутистическими чертами).
  • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости (включается атипичный детский психоз).

В МКБ-10 выделены 2 основных типа атипичного аутизма:

  • Начало расстройства в атипичном возрасте. Имеются все критерии детского аутизма, но расстройство начинает проявляться позже 3-х лет.
  • Аутизм с атипичной симптоматикой. При данном типе расстройства отклонения развития наблюдаются до 3-х лет, но нет полной клинической картины детского аутизма (F84.084.0). Особенно это касается детей с выраженной умственной отсталостью, такие случаи называются умственной отсталостью с аутистическими чертами.

Дифференциальная диагностика[править | править код]

В отличие от атипичного аутизма при синдроме Аспергера не наблюдается задержки речевого и когнитивного развития[10]. Дифференциальная диагностика с шизофренией проводится как и при детском аутизме[10].

Основные цели терапии — снижение связанных с аутизмом проблем и снижение напряженности семейной обстановки, повышение качества жизни и самостоятельности аутиста.

Не существует единого оптимального метода терапии: она, как правило, подбирается индивидуально[12]. Методологические ошибки, допускаемые при проведении исследований разных терапевтических подходов, не позволяют с уверенностью говорить об успешности того или иного подхода[13].

Некоторые улучшения отмечаются при использовании весьма различных методик психосоциальной помощи: это говорит лишь о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Тем не менее, методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств в основном расплывчаты и не имеют достаточно данных для их сравнительной эффективности[14].

Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков[12], часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения[15].

Заявления о том, что помощь особо важна в возрасте около трёх лет, не подтверждены доказательствами[16]. Несмотря на широкое использование безглютеновой диеты в качестве альтернативного лечения для людей, страдающих аутизмом, нет никаких доказательств того, что безглютеновая диета полезна при лечении симптомов аутизма[17][18][19].

Доступные подходы включают прикладной анализ поведения, использование «моделей развития» (англ. developmental models), структурированное обучение (TEACCH), логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию[12].

В рамках прикладного анализа поведения выделились несколько подходов, ориентированных именно на детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: обучение методом отдельных попыток (англ. discrete trial training), тренировка ключевого ответа (англ. pivotal response treatment), спонтанное обучение и прикладное речевое поведение (англ. applied verbal behavior)[20]. В некоторой степени дети выигрывают от такого образовательного вмешательства: интенсивное использование прикладного поведенческого анализа улучшило общий уровень функционирования детей дошкольного возраста[21], хорошо зарекомендовало себя как метод повышения интеллектуальных показателей детей раннего возраста[15].

Нейропсихологические данные часто плохо доводятся до учителей, что создаёт разрыв между рекомендациями и характером преподавания[3]. Неизвестно, приводят ли программы для детей к значительным улучшениям после их взросления,[15] а скупые исследования эффективности взрослых программ, осуществляемых по месту жительства, говорят о противоречивых результатах[22].

Для контроля аутистических симптомов при неуспехе поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребёнку интегрироваться в школьный коллектив либо семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов[4][23]. Так, в США более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причём чаще всего прописываются антидепрессанты, стимуляторы и антипсихотики[24]. За исключением последних,[25] эффективность и безопасность применения различных средств при расстройствах аутистического спектра крайне слабо отражена в качественных научных публикациях[26]. У человека с аутистическим расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты[12], при этом ни одно из известных средств не показало способности смягчать ключевые для аутизма коммуникативные и социальные проблемы[27].

Из-за трудностей в коммуникации дети-аутисты часто неспособны сообщить о побочных эффектах применяемых психотропных средств, а испытываемый ими вследствие этих побочных эффектов дискомфорт может проявляться усилением того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. Исследования показали высокий риск развития у детей-аутистов экстрапирамидных побочных действий нейролептиков, в частности поздней дискинезии. Нейролептики нежелательно применять при аутизме, за исключением лишь наиболее тяжёлых случаев неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам (в случаях, когда неэффективными оказались поведенческая терапия, коррекция имеющихся неврологических и соматических нарушений, нормотимики и антидепрессанты).[28]

Несмотря на доступность широкого спектра альтернативных подходов и методик, лишь немногие из них стали предметом научного исследования[6][29][30].

Данные о результатах таких подходов редко связаны с показателями качества жизни, и во многих программах используются мерки, не имеющие прогностической валидности и далёкие от действительности[5].

Организации, предлагающие услуги родителям аутистов, судя по всему, при выборе методик руководствуются в первую очередь не научными данными, а маркетинговыми предложениями авторов программ, доступностью обучения своих сотрудников и запросами родителей[31]. Хотя большинство альтернативных методов, например использование мелатонина, вызывают лишь небольшие побочные эффекты[32], некоторые из них могут представлять риск для ребёнка. Так, исследование 2008 года показало, что в сравнении со сверстниками мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости[33].

В 2005 году неадекватно проведенное хелирование убило пятилетнего ребёнка-аутиста[34].

Кетогенная диета по данным отдельных исследований обладает хорошим терепевтическим потенциалом благодаря своим нейрозащитным и противовоспалительным свойствам[35][36][37]. Диета может быть особенно эффективна[источник не указан 590 дней] при гипометаболизме глюкозы мозга[38]. На 2018 год количество и качество исследований было недостаточно, чтобы рекомендовать диету всем больным.

Затраты на терапию аутизма велики; косвенные потери ещё выше. Согласно исследованию, проведенному в США, в среднем затраты на человека с аутизмом, родившегося в 2000 году, за его жизнь составят 3,2 млн долларов в покупательной способности 2003 года, при этом около 10 % уйдёт на медицинское обслуживание, 30 % на дополнительное образование и уход, а потери экономической производительности обусловят остальные 60 %[39].

Программы, финансируемые за счет грантов и пожертвований, зачастую не учитывают нужды конкретного ребёнка, и невозмещаемые личные затраты родителей на лекарства и другие средства терапии могут поставить семью в сложное финансовое положение[40]. В исследовании, проведённом в 2008 году в США, было отмечено, что при наличии в семье ребёнка-аутиста средняя потеря годового дохода составляет 14 %[41], а в ещё одной связанной публикации говорится, что проблема заботы о ребёнке с аутистическим расстройством может сильно сказаться на работе родителя[42].

По достижении взрослого возраста на первый план выступают вопросы попечения по месту жительства, обретения профессии и поиска работы, сексуальных отношений, использования социальных навыков и имущественного планирования[30].

  1. ↑ Monarch Disease Ontology release 2018-06-29sonu — 2018-06-29 — 2018.
  2. 1 2 Powell K. Opening a window to the autistic brain (неопр.) // Public Library of Science (PLoS). — 2004. — Т. 2, № 8. — ISSN 1545-7885. — doi:10.1371/journal.pbio.0020267. — PMID 15314667.
  3. 1 2 Kanne S. M., Randolph J. K., Farmer J. E. Diagnostic and assessment findings: a bridge to academic planning for children with autism spectrum disorders (англ.) // Neuropsychology Review (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 18, no. 4. — P. 367—384. — ISSN 1040-7308. — doi:10.1007/s11065-008-9072-z. — PMID 18855144.
  4. 1 2 3 Rapin I., Tuchman R. F. Autism: definition, neurobiology, screening, diagnosis (англ.) // Pediatric Clinics of North America (англ.)русск.. — 2008. — Vol. 55, no. 5. — P. 1129—1146. — ISSN 0031-3955. — doi:10.1016/j.pcl.2008.07.005. — PMID 18929056.
  5. 1 2 Burgess A. F., Gutstein S. E. Quality of life for people with autism: raising the standard for evaluating successful outcomes (англ.) // Child and Adolescent Mental Health (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 12, no. 2. — P. 80—86. — doi:10.1111/j.1475-3588.2006.00432.x.
  6. 1 2 Sigman M., Spence S. J., Wang A. T. Autism from developmental and neuropsychological perspectives (англ.) // Annual Review of Clinical Psychology (англ.)русск. : journal. — 2006. — Vol. 2. — P. 327—355. — ISSN 1548-5943. — doi:10.1146/annurev.clinpsy.2.022305.095210. — PMID 17716073.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Симашкова Н. В., Якупова Л. П. Тяжёлые формы атипичного аутизма в детском возрасте (клинические, нейрофизиологические, коррекционные аспекты) (рус.) // Аутизм и нарушения развития : журнал. — 2008. — № 1. — С. 1—22.
  8. 1 2 Симашкова Н. В. Атипичный аутизм в детском возрасте // Диссертация доктора медицинских наук. — 19. М., 2006. — 220 с.
  9. 1 2 3 4 Ю. В. Попов, В. Д. Вид. Современная клиническая психиатрия. — М.: Экспертное бюро-М, 1997. — С. 390—391. — 496 с. — ISBN 5-86065-32-9.
  10. 1 2 3 4 Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 406—407. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  11. Всемирная организация здравоохранения. F84.1 Atypical autism // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Женева.
  12. 1 2 3 4 Myers S.M., Johnson C.P., Council on Children with Disabilities. Management of children with autism spectrum disorders (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2007. — Vol. 120, no. 5. — P. 1162—1182. — doi:10.1542/peds.2007-2362. — PMID 17967921.
  13. Ospina M.B., Krebs Seida J., Clark B et al. Behavioural and developmental interventions for autism spectrum disorder: a clinical systematic review (англ.) // PLoS ONE : journal. — 2008. — Vol. 3, no. 11. — P. e3755. — doi:10.1371/journal.pone.0003755. — PMID 19015734.
  14. Seida J.K., Ospina M.B., Karkhaneh M., Hartling L., Smith V., Clark B. Systematic reviews of psychosocial interventions for autism: an umbrella review (англ.) // Developmental Medicine and Child Neurology (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 51, no. 2. — P. 95—104. — doi:10.1111/j.1469-8749.2008.03211.x. — PMID 19191842.
  15. 1 2 3 Rogers S.J., Vismara L.A. Evidence-based comprehensive treatments for early autism (англ.) // J Clin Child Adolesc Psychol : journal. — 2008. — Vol. 37, no. 1. — P. 8—38. — doi:10.1080/15374410701817808. — PMID 18444052.
  16. Howlin P., Magiati I., Charman T. Systematic review of early intensive behavioral interventions for children with autism (англ.) // Am J Intellect Dev Disabil : journal. — 2009. — Vol. 114, no. 1. — P. 23—41. — doi:10.1352/2009.114:23;nd41. — PMID 19143460.
  17. Millward C., Ferriter M., Calver S., Connell-Jones G. Gluten- and casein-free diets for autistic spectrum disorder. (англ.) // The Cochrane database of systematic reviews. — 2008. — No. 2. — P. 003498. — doi:10.1002/14651858.CD003498.pub3. — PMID 18425890.
  18. Buie T. The relationship of autism and gluten. (англ.) // Clinical therapeutics. — 2013. — Vol. 35, no. 5. — P. 578—583. — doi:10.1016/j.clinthera.2013.04.011. — PMID 23688532.
  19. Marí-Bauset S., Zazpe I., Mari-Sanchis A., Llopis-González A., Morales-Suárez-Varela M. Evidence of the gluten-free and casein-free diet in autism spectrum disorders: a systematic review. (англ.) // Journal of child neurology. — 2014. — Vol. 29, no. 12. — P. 1718—1727. — doi:10.1177/0883073814531330. — PMID 24789114.
  20. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  21. Eikeseth S. Outcome of comprehensive psycho-educational interventions for young children with autism (англ.) // Research in Developmental Disabilities (англ.)русск. : journal. — 2009. — Vol. 30, no. 1. — P. 158—178. — doi:10.1016/j.ridd.2008.02.003. — PMID 18385012.
  22. Van Bourgondien M.E., Reichle N.C., Schopler E. Effects of a model treatment approach on adults with autism (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2003. — Vol. 33, no. 2. — P. 131—140. — doi:10.1023/A:1022931224934. — PMID 12757352.
  23. Leskovec T.J., Rowles B.M., Findling R.L. Pharmacological treatment options for autism spectrum disorders in children and adolescents (англ.) // Harvard Review of Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 16, no. 2. — P. 97—112. — doi:10.1080/10673220802075852. — PMID 18415882.
  24. Oswald D.P., Sonenklar N.A. Medication use among children with autism spectrum disorders (англ.) // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 17, no. 3. — P. 348—355. — doi:10.1089/cap.2006.17303. — PMID 17630868.
  25. Posey D.J., Stigler K.A., Erickson C.A., McDougle C.J. Antipsychotics in the treatment of autism (англ.) // Journal of Clinical Investigation (англ.)русск.. — 2008. — Vol. 118, no. 1. — P. 6—14. — doi:10.1172/JCI32483. — PMID 18172517.
  26. ↑ Lack of research on drug treatments:
  27. Buitelaar J.K. Why have drug treatments been so disappointing? (неопр.) // Novartis Found Symp. — 2003. — Т. 251. — С. 235—244. — doi:10.1002/0470869380.ch24. — PMID 14521196.
  28. ↑ Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007. — 800 с.: ил. с. — 4000 экз. — ISBN 5-89481-501-0.
  29. ↑ Lack of support for interventions:
  30. 1 2 Aman M.G. Treatment planning for patients with autism spectrum disorders (англ.) // The Journal of Clinical Psychiatry (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 66, no. Suppl 10. — P. 38—45. — PMID 16401149.
  31. Stahmer A.C., Collings N.M., Palinkas L.A. Early intervention practices for children with autism: descriptions from community providers (англ.) // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities (англ.)русск. : journal. — 2005. — Vol. 20, no. 2. — P. 66—79. — doi:10.1177/10883576050200020301. — PMID 16467905.
  32. Angley M., Semple S., Hewton C., Paterson F., McKinnon R. Children and autism—part 2—management with complementary medicines and dietary interventions (англ.) // Australian Family Physician (англ.)русск. : journal. — 2007. — Vol. 36, no. 10. — P. 827—830. — PMID 17925903.
  33. Hediger M.L., England L.J., Molloy C.A., Yu K.F., Manning-Courtney P., Mills J.L. Reduced bone cortical thickness in boys with autism or autism spectrum disorder (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — 2008. — Vol. 38, no. 5. — P. 848—856. — doi:10.1007/s10803-007-0453-6. — PMID 17879151.
  34. Brown M.J., Willis T., Omalu B., Leiker R. Deaths resulting from hypocalcemia after administration of edetate disodium: 2003–2005 (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2006. — Vol. 118, no. 2. — P. e534—6. — doi:10.1542/peds.2006-0858. — PMID 16882789.
  35. Athanasios Evangeliou, Ioannis Vlachonikolis, Helen Mihailidou, Martha Spilioti, Astrinia Skarpalezou. Application of a ketogenic diet in children with autistic behavior: pilot study // Journal of Child Neurology. — 2003-2. — Т. 18, вып. 2. — С. 113—118. — ISSN 0883-0738. — doi:10.1177/08830738030180020501.
  36. ↑ A modified ketogenic gluten-free diet with MCT improves behavior in children with autism spectrum disorder (англ.) // Physiology & Behavior (англ.)русск.. — Elsevier, 2018-05-01. — Vol. 188. — P. 205—211. — ISSN 0031-9384. — doi:10.1016/j.physbeh.2018.02.006.
  37. Omnia El-Rashidy, Farida El-Baz, Yasmin El-Gendy, Randa Khalaf, Dina Reda. Ketogenic diet versus gluten free casein free diet in autistic children: a case-control study (англ.) // Metabolic Brain Disease. — 2017-12-01. — Vol. 32, iss. 6. — P. 1935—1941. — ISSN 1573-7365 0885-7490, 1573-7365. — doi:10.1007/s11011-017-0088-z.
  38. Iwona Żarnowska, Beata Chrapko, Grażyna Gwizda, Anna Nocuń, Krystyna Mitosek-Szewczyk. Therapeutic use of carbohydrate-restricted diets in an autistic child; a case report of clinical and 18FDG PET findings (англ.) // Metabolic Brain Disease. — 2018-04-11. — P. 1—6. — ISSN 1573-7365 0885-7490, 1573-7365. — doi:10.1007/s11011-018-0219-1.
  39. Ganz M.L. The lifetime distribution of the incremental societal costs of autism (англ.) // JAMA : journal. — 2007. — Vol. 161, no. 4. — P. 343—349. — doi:10.1001/archpedi.161.4.343. — PMID 17404130.
  40. Sharpe D.L., Baker D.L. Financial issues associated with having a child with autism (англ.) // J Fam Econ Iss : journal. — 2007. — Vol. 28, no. 2. — P. 247—264. — doi:10.1007/s10834-007-9059-6.
  41. Montes G., Halterman J.S. Association of childhood autism spectrum disorders and loss of family income (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2008. — Vol. 121, no. 4. — P. e821—6. — doi:10.1542/peds.2007-1594. — PMID 18381511.
  42. Montes G., Halterman JS Z. Child care problems and employment among families with preschool-aged children with autism in the United States (англ.) // Pediatrics (англ.)русск. : journal. — American Academy of Pediatrics (англ.)русск., 2008. — Vol. 122, no. 1. — P. e202—8. — doi:10.1542/peds.2007-3037. — PMID 18595965.
  • Башина В. М. Аутизм в детстве. — М.: Медицина, 1999. — 236 с.
  • Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных заболеваниях. — М.: Медицина, 1988. — 256 с.
  • Симашкова Н. В., Якупова Л. П. Атипичный аутизм у детей с синдромом Дауна (рус.) // Психиатрия : журнал. — М., 2004. — № 01 [07]. — С. 7—15. — ISSN 1683-8319.
  • Башина В. М., Симашкова Н. В., Красноперова М. Г. Атипичный аутизм в свете МКБ-10 // Психиатрия и психофармакотерапия. — 2005. — № 5.

ru.wikipedia.org


Смотрите также




Карта сайта, XML.